Школа Активного Гражданина

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.


Полезные ссылки:

ШАГ

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся VIII - IX классов необходимо организовать проведение единого дня информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон.

Единый день информирования для учащихся VIII–XI классов

 

Единый день информирования в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – в текущем месяце будет проводиться 26 сентября.

Тема единого дня информирования 26 сентября 2019 года: «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства».

С методическими рекомендациями по проведению единого дня информирования для учащихся учреждений образования можно ознакомиться здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

Информационные материалы к единому дню информирования размещены здесь.

свернуть

Школа Активного Гражданина «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства»

26.09.2019

26 сентября в Олехновичской средней школе прошел Единый день информирования «ШАГ»,  в ходе которого участники школы активного гражданина рассматривали 3 блока:

  1. Мир, дружба, единство и согласие – истинные ценности человечества.
  2. Беларусь – страна ярких побед.
  3. Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее.

 

ШАГ№ 1: «Мы узнаём»: учащаяся 10 класса Карпович Виктория ознакомила всех присутствующих с актуальными вопросами.

 

ШАГ №2 : «Мы размышляем»: классный руководитель 11 класса Ещенко В.В. провел дискуссию на тему «Мир, дружба, единство и согласие – истинные ценности человечества», в ходе которой ребята высказывали свое мнение о сегодняшней ситуации в мире, в стране и соседних государствах, а также вспомнили отрицательные исторические события нашей Родины.

 

Далее учителя физической культуры и здоровья Субоч Александр Леонидович и Кисель Юлия Славомировна в рамках блока  «Беларусь – страна ярких побед» напомнили учащимся об ярких победах звезд белорусского спорта на II Европейских играх в Минске, а также призвали соблюдать здоровый образ жизни.  

 

Затем классный руководитель 10 класса Юргелянец Кристина Станиславовна провела информ-дайджест на тему «Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее», в котором разбирались вопросы, интересующие юных граждан. Для ребят информация оказалась новой и интересной.

 

ШАГ №3: «Мы действуем»: классный руководитель 9 «Б» класса Брель Ефим Владимирович подвел итоги мероприятия. Также ребята предлагали свои идеи как они могут сделать нашу страну лучше в рамках рассмотренных вопросов.

 

По окончанию все учащиеся отметили, что информация, полученная в ходе мероприятия, для них является очень важной при становлении взрослого и активного гражданина Республики Беларусь.

свернуть

«Я — будущий избиратель»

24 октября, в предверии выборов, в нашей школе состоялся очередной единый день информирования «ШАГ», во время которого активные граждане 8-11 классов обсуждали и дискуссировали на тему «Я — будущий избиратель», где разобрали 2 блока:

  • Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого соззыва
  • Молодежный парламентаризм

На помощь ребятам разобрать недетские вопросы мы пригласили народного заседателя суда Молодечненского района, члена избирательной комиссии Виленского участка для голосования № 7, заместителя директора по воспитательной работе Руткевич Веронику Леонидовну.

ШАГ 1: «МЫ УЗНАЕМ»: учащаяся 11 класса Дударчик Евгения ознакомила присутствующих с насущными вопросами.

ШАГ 2: «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».  Вероника Леонидовна провела дискуссию на тему «Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого соззыва», где  участники ШАГа разобрали, что такое выборы и Парламент. Также учащихся волновало, что значит быть избирателем и почему важно гражданам страны реализовать свое избирательное право. И конечно же ребята обсуждали, какими качествами должен обладать кандидат в депутаты.

«Молодежный парламентаризм» — самая актуальная тема для участников мероприятия. На данный вопрос с ребятами рассуждал классный руководитель 9 «Б» класса Брель Е.В. Ребята рассказали, что они интересуются политической и экономической жизнью страны, так как они будущие граждане Республики Беларусь и юных граждан волнует их будущее. Также ребята задумались, как гражданин, недостигший 18 лет может участвовать в жизни страны. Все ребята вспомнили про активную деятельность школьного парламента нашей школы.

ШАГ 3: «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Совместно с классным руководителем 9 «А» класса Дроздовской Н.П. ребята пришли к выводу, что каждому необходимо чувствовать себя причастным к жизни государства, нашего народа и понимать, что от активной позиции каждого многое зависит в жизни страны.

свернуть
Мы сделали это вместе
«Ровесники Независимости»