Школа Активного Гражданина

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.


Полезные ссылки:

ШАГ

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся VIII - IX классов необходимо организовать проведение единого дня информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон.

Единый день информирования для учащихся VIII–XI классов

 

Единый день информирования в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – в текущем месяце будет проводиться 26 сентября.

Тема единого дня информирования 26 сентября 2019 года: «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства».

С методическими рекомендациями по проведению единого дня информирования для учащихся учреждений образования можно ознакомиться здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

Информационные материалы к единому дню информирования размещены здесь.

свернуть

«Пад небам Бацькаўшчыны нашай прайшла суровая вайна»

23.04.2020

23 апреля 2020 года в нашем учреждении образования прошел единый день информирования для учащихся VIII-XI классов «Школа Активного Гражданина».

Рассмотрена тема:  «Пад небам Бацькаўшчыны нашай прайшла суровая вайна» (75-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне).

В рамках информационного блока

Обсуждались: «Великая Отечественная война – годы испытаний, мужества и героизма белорусского народа»

Каптюг А.П., классный руководитель 8 «А» класса, обратила внимание, что Великая Отечественная война занимает особое место в исторической памяти белорусского народа. Самые драматические события начального периода войны разыгрались на белорусской земле.  Первыми врага встретил гарнизон Брестской крепости. «В наших сердцах этот подвиг бессмертен!».

Нацисты планировали оставить в Беларуси лишь каждого четвертого для использования в качестве подневольной рабочей силы. Остальные 75% подлежали уничтожению или высылке. На территории Беларуси было создано: более 260 лагерей смерти, свыше 110 гетто. Массово уничтожались лица еврейской национальности. На принудительные работы в Германию было вывезено почти 385 тысяч жителей Беларуси, более половины из них не вернулись, умерли или погибли.

Учащиеся 8 «А» класса рассказали, что за период гитлеровской оккупации уничтожено 9200 сел и деревень, около 5,5 тыс. из них вместе со всем или частью населения,186 деревень так и не возродились. За три года оккупации погибли более 2 млн. человек. Погиб каждый третий житель. Беларуси. В 1973 г. вышла книга «Я з вогненнай вёскі…» - документальный сборник, основу которого составили собранные авторами. Библиотекарь рассказала, что белорусские писатели Алесь Адамович, Владимир Колесник и Янка Брыль объездили на протяжении 1970–1973 гг. 147 деревень в 35 районах Беларуси и собрали более300 монологов-воспоминаний жителей сожженных деревень. В нашей республике проведена огромная работа по увековечению памяти об «огненных» деревнях и их погибших жителях. В каждом районе Беларуси есть мемориалы на месте уничтоженных гитлеровцами.

В рамках информационного блока

Обсуждались: «В наших сердцах этот подвиг бессмертен»

Учащиеся 8 «А» класса, рассказали, что Память о Великой Отечественной войне бережно сохраняется в Беларуси на протяжении всех послевоенных лет. В рамках республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе —75!» в учреждениях образования продолжается работа по благоустройству воинских захоронений, памятников, мемориальных комплексов. Учреждения образования сотрудничают сметными военными комиссариатами по поиску неучтенных воинских захоронений. Предложили учащимся просмотреть Серию видеороликов «Беларусь помнит» подготовленных к 75-летию освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков Белтелерадиокомпанией.

В конце встречи была просмотрена презентация, посвященная данной теме

 Презентация

 

свернуть

«Мы – граждане мирной и созидательной страны»

26.03.2020

26 марта в Олехновичской средней школе прошёл единый день информирования ШАГ на тему  «Мы – граждане мирной и созидательной страны», во время  которого рассмотрели 3 информационных блока:

  • День Конституции Республики Беларусь
  • Акция «Мы - граждане Беларуси!»
  • День единения народов Беларуси и России.

На данное мероприятие был приглашен Кевра Е.В, старший инспектор по РР ООПП Молодечненского РОВД

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»  классный руководитель 10 класса Юргелянец К.С. познакомила с  содержанием информационных блоков, также знакомит с приглашённым гостем.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Кевра Е.В. рассказал про Конституцию РБ, историю ее возникновения, а также дискутировал на темы информационных блоков.

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»  Брель Е. В. подвел итоги мероприятия, во время которого ребята высказывались, почему актуальна для ребят тема сегодняшнего разговора.

свернуть

«Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе»

28.11.2019

28 ноября в нашей школе прошел единый день информирования «ШАГ» под названием «Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе».

ШАГ 1: МЫ УЗНАЕМ

Ребята просмотрели видеоролики в рамках социального проекта «Мы сделали это вместе»

ШАГ 2: МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ

В ходе данного этапа мероприятия учащиеся обсуждали следующие вопросы:

- насколько важен суверенитет страны?

- какие условия созданы для разностороннего развития современной молодежи?

- какие важные и яркие события произошли в суверенной Беларуси?

- успехи Молодечненского района за годы независимости Республики Беларусь

Шаг 3: МЫ ДЕЙСТВУЕМ

Классный руководитель 11 класса Ещенко В.В. предложил ребятам назвать 7 мест в Беларуси, около которых ребята хотели бы сфотографироваться и подарить своим друзьям за рубежом. Исходя из ответов, ребята запланировали экскурсию в Национальную библиотеку Республики Беларусь.

свернуть

Школа Активного Гражданина «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства»

26.09.2019

26 сентября в Олехновичской средней школе прошел Единый день информирования «ШАГ»,  в ходе которого участники школы активного гражданина рассматривали 3 блока:

  1. Мир, дружба, единство и согласие – истинные ценности человечества.
  2. Беларусь – страна ярких побед.
  3. Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее.

 

ШАГ№ 1: «Мы узнаём»: учащаяся 10 класса Карпович Виктория ознакомила всех присутствующих с актуальными вопросами.

 

ШАГ №2 : «Мы размышляем»: классный руководитель 11 класса Ещенко В.В. провел дискуссию на тему «Мир, дружба, единство и согласие – истинные ценности человечества», в ходе которой ребята высказывали свое мнение о сегодняшней ситуации в мире, в стране и соседних государствах, а также вспомнили отрицательные исторические события нашей Родины.

 

Далее учителя физической культуры и здоровья Субоч Александр Леонидович и Кисель Юлия Славомировна в рамках блока  «Беларусь – страна ярких побед» напомнили учащимся об ярких победах звезд белорусского спорта на II Европейских играх в Минске, а также призвали соблюдать здоровый образ жизни.  

 

Затем классный руководитель 10 класса Юргелянец Кристина Станиславовна провела информ-дайджест на тему «Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее», в котором разбирались вопросы, интересующие юных граждан. Для ребят информация оказалась новой и интересной.

 

ШАГ №3: «Мы действуем»: классный руководитель 9 «Б» класса Брель Ефим Владимирович подвел итоги мероприятия. Также ребята предлагали свои идеи как они могут сделать нашу страну лучше в рамках рассмотренных вопросов.

 

По окончанию все учащиеся отметили, что информация, полученная в ходе мероприятия, для них является очень важной при становлении взрослого и активного гражданина Республики Беларусь.

свернуть

«Я — будущий избиратель»

24 октября, в предверии выборов, в нашей школе состоялся очередной единый день информирования «ШАГ», во время которого активные граждане 8-11 классов обсуждали и дискуссировали на тему «Я — будущий избиратель», где разобрали 2 блока:

  • Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого соззыва
  • Молодежный парламентаризм

На помощь ребятам разобрать недетские вопросы мы пригласили народного заседателя суда Молодечненского района, члена избирательной комиссии Виленского участка для голосования № 7, заместителя директора по воспитательной работе Руткевич Веронику Леонидовну.

ШАГ 1: «МЫ УЗНАЕМ»: учащаяся 11 класса Дударчик Евгения ознакомила присутствующих с насущными вопросами.

ШАГ 2: «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».  Вероника Леонидовна провела дискуссию на тему «Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого соззыва», где  участники ШАГа разобрали, что такое выборы и Парламент. Также учащихся волновало, что значит быть избирателем и почему важно гражданам страны реализовать свое избирательное право. И конечно же ребята обсуждали, какими качествами должен обладать кандидат в депутаты.

«Молодежный парламентаризм» — самая актуальная тема для участников мероприятия. На данный вопрос с ребятами рассуждал классный руководитель 9 «Б» класса Брель Е.В. Ребята рассказали, что они интересуются политической и экономической жизнью страны, так как они будущие граждане Республики Беларусь и юных граждан волнует их будущее. Также ребята задумались, как гражданин, недостигший 18 лет может участвовать в жизни страны. Все ребята вспомнили про активную деятельность школьного парламента нашей школы.

ШАГ 3: «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Совместно с классным руководителем 9 «А» класса Дроздовской Н.П. ребята пришли к выводу, что каждому необходимо чувствовать себя причастным к жизни государства, нашего народа и понимать, что от активной позиции каждого многое зависит в жизни страны.

свернуть
Мы сделали это вместе
«Ровесники Независимости»