Профилактика суицидального поведения учащихся

План мероприятий по проведению Месячника профилактики суицидального поведения среди учащихся государственного учреждения образования «Олехновичская средняя школа Молодечненского района» с 11.03.2024 по 10.04.2024

11.03.2024

План

мероприятий по проведению Месячника профилактики суицидального поведения среди учащихся

государственного учреждения образования

«Олехновичская средняя школа Молодечненского района»

с 11.03.2024 по 10.04.2024

Цель — профилактика и предупреждение суицидального поведения через укрепление психологического здоровья, формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, ценностного отношения к жизни.

п/п

Мероприятия

Дата

проведения

Участники

Ответственные

1

Отражение информации о проведении Месячника на сайте школы

11.03.2024

 

-

Хорошевич О.Н.

зам. директора по ВР

2

Проведение диагностических мероприятий по профилактике суицидального риска несовершеннолетних

(по востребованию)

11.03 – 15.03.2024

 

Учащиеся

V-XI классов

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог

3

Игровые занятия с элементами тренинга:

«Жизненные ценности»;

«Мой выбор – жить с позитивом»;

«Учимся позитивному мышлению»;

«Конфликты: способы конструктивного разрешения»;

в течение акции

 

Учащиеся

V-XI классов

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог

 

Демонстрация видеороликов для учащихся по пропаганде ценности жизни (фойе 1 этажа)

13.03 – 22.03.2024

Учащиеся I-XI классов

Осипович А.С.

педагог - организатор

4

Проведение классных часов

«Секреты позитивного общения» (1-4 кл),

«В поисках хорошего настроения» (5-8 кл)

«Поговорим о поддержке»

(9-11)

18.03 – 22.03.2024

Учащиеся I-XI классов

Классные  руководители

5

Почта доверия «Вопросы психологу»

в течение акции

Родители, педагоги

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог

6

 

Мониторинг социальных сетей с целью выявления учащихся, подверженных депрессивному, суицидальному настроению.

 

постоянно

 

Учащиеся I-XI классов

Классные руководители,

Романенок А.А.

педагог социальный,  Рыболовская А.Н.

педагог-психолог

7

Психологические беседы:

«Твой выбор — ЗОЖ»; «Мой выбор – жизнь с позитивом»; «Как управлять своими эмоциями»

16.03; 30.03.2024

 

Учащиеся

VII - VIII

 классов

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог

8

Классные часы, профилактические беседы:

«Секреты позитивного общения»

«Улыбнись жизни»

«В паутине социальных сетей»

«Мы выбираем жизнь».

«Приёмы снятия психоэмоционального напряжения».

«Безвыходных ситуаций не бывает»

01.04 – 05.04.2024

Учащиеся I-XI классов

Классные руководители

9

 

Книжные выставки, обзоры литературы: «Жизнь – это чудо!»; «Береги свое здоровье и жизнь»

в течение акции

Учащиеся I-XI классов

Богданович О.Л.

библиотекарь

10

Размещение на сайте школы информации для родителей на темы: «Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях», «Как научиться понимать и принимать подростка?», «Психологические особенности подростков»

15.03.2024

Родители

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог

11

Цикл психологических бесед для педагогов:

«Причины подросткового суицида. Профилактика»;

«Подростковый суицид: мифы и реальность»;

«Профилактика школьных конфликтов»

«Роль педагогов в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

каждую пятницу в течение акции

Педагоги школы

Хорошевич О.Н.

зам. директора по ВР,

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог,

Романенок А.А.

педагог социальный

12

Консультации для родителей

«О детско-родительских отношениях»:

«Поощрения и наказания ребенка в семье»;

«Что делать, если ребенок сквернословит»;

«Как настроить ребенка на успех»

каждую субботу в течение акции

Родители

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог,

Романенок А.А.

педагог социальный

13

Акция «Цветное настроение»

10.04.2024

Учащиеся I-XI классов

Осипович А.С.

педагог – организатор,

Рыболовская А.Н.

педагог-психолог

свернуть

Острые стрессовые расстройства

Признаки суицидального поведения

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  1. Словесные признаки.Учащийся часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

-        прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;

-        косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

-        много шутит на тему самоубийства;

-        проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  1. Поведенческие признаки. Учащийся может:

-        раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям;

-        приводить в порядок дела;

-        мириться с давними врагами;

-        демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым;

в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

-        замкнуться от семьи и друзей;

-        быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

-        проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

  1. Ситуационные признаки.Учащийся может решиться на самоубийство, если он:

-        социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

-        живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

-        ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

-        предпринимал раньше попытки суицида;

-        имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

-        перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

-        слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность учащегося к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  1. внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  2. правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  3. не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  5. постараться развеять   романтическо-трагедийный ореол

представлений подростка о собственной смерти;

  1. не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  2. стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей, г

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска:

1)      не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)      доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные 1 наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знахи;

3)      не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4)      дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5)      сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6)      говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7)      постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности;

8)      убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9)      не предлагайте упрощенных решений;

10)    дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11)    помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12)    помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13)    при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14)    помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Действия специалистов СППС при наличии риска высокой степени для безопасности жизни подростка:

-        Обеспечить присутствие взрослого рядом с подростком до приезда родителей.

-        Информировать родителей об угрозе жизни подростка

-        Немедленно связаться с дежурным психиатром (психотерапевтом), терапевтом поликлиники, либо вызвать скорую помощь и сообщить о высокой степени риска суицида.

-        Заключить контракт, т.е. рассказал» о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.

Действия специалистов СППС при наличии риска средней степени для безопасности жизни подростка:

-        Связаться с семьей, безотлагательно направить к психиатру

-        (психотерапевту). Контролировать получение медицинской помощи.

-        Установить отношения с подростком, в ходе беседы предложить подростку эмоциональную поддержку, оказать помощь в совладении со сложившейся ситуацией, проработать суицидальные чувства, укрепить желание жить.

-        Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.

-        Взаимодействовать с психиатром (психотерапевтом), получать от него рекомендации по организации социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

-        Пригласить на встречу друзей, обсудить совместно с ними стратегию поддержки и помощи.

После преодоления острых состояний специалистам СППС необходимо продумать индивидуальный план поддержки подростка для чего рекомендуется проведение углубленного психодиагностического изучения степени риска. 

 

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ "КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ"

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ "КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ"

     Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

  • Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.
  • Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.
  • Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: "Утро вечера мудренее!". Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.
  • После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!
  • Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.
  • Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.
  • Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!
  • Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.
  • Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.
  • Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу- невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?
  • И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!

Рекомендации по преодолению стресса:

  • Необходимо делиться своими переживаниями.
  • Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
  • Стараться высыпаться и правильно питаться.
  • Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
  • Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
  • Не боятся плакать.
  • Постарайтесь принять негативные события как необходимостьсовершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
  • Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
  • Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
  • Развивайте навыки саморегуляции (самовнушение) с целью снятию напряжения.

 

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

  • Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор.
  • Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
  • Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы.
  • Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности).
  • Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.).

«Когда человек в панике, он не способен сосредоточится на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход» (Д.Карнеги)

Работайте над собой!!!

 

свернуть

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРЕВОГИ?

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРЕВОГИ?

Тревожность – чувство, которое сопровождает нас постоянно, всю жизнь. Причин для беспокойства в жизни действительно немало. Но что такое тревога?

Тревога это поток чувств, сконцентрированных на страхе: что-то плохое должно случиться. Психолог Томас Боркович разработал простую программу, как уменьшить немотивированное чувство тревоги. Основная идея – признать, что есть вещи, которые действительно стоят беспокойства, но важно свести к предельно возможному минимуму время, когда вас обуревает чувство тревоги. 

  1. Определите симптомы тревожности, такие, как неспособность сконцентрироваться, влажные ладони или ощущение, что к вам в желудок «залетели бабочки».
  2. Выделите специально полчаса в день, чтобы тревожиться.
  3. Напишите на листе бумаги перечень проблем, вызывающих у вас беспокойство в течение определенного промежутка времени.
  4. Используйте эти полчаса для того, чтобы проанализировать перечисленные проблемы: есть проблемы, решение которых не в ваших силах, поэтому тревожиться здесь бессмысленно, есть проблемы, выход из которых вам надо найти и надо продумать свои действия на будущее, чтобы избежать новых трудностей, – этим и займитесь.
  5. Если вы обнаружите, что продолжаете думать над тревожащими вас вещами в другое время дня, – настойчиво отгоняйте эти мысли либо переключайтесь сознательно на приятные мысли.

 

свернуть

Боремся с отрицательными эмоциями

В целях борьбы с отрицательными эмоциями,  состояниями уныния, растерянности, депрессии можно использовать следующие способы.

СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК! 

Эту рекомендацию можно выполнить как в буквальном, так и в переносном смыслах – «подарив» себе несколько часов или целый день приятного времяпровождения. При этом помните, что такого рода «подарки» нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.

ПОМОГИТЕ ДРУГОМУ!

Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь «ближнему», вы не только совершите хороший поступок, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

НАПИШИТЕ ПИСЬМО!

Если подходящего слушателя нет или вы не можете выговориться, напишите все ваши огорчения и переживания в виде письма. Адресат не важен. Это письмо необязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно и полезно перечитать его , проанализировать и сделать выводы.

ВЫГОВОРИТЕСЬ!

Это приём возможен, когда есть рядом доброжелательный и расположенный выслушать вас собеседник. В социальной психологии такого человека условно именуют «жилеткой». Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие животных, часто выговаривают им всё, что накипело.

«НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!»

Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашей жизни. Мысленно проанализируйте то событие, которое повергло вас в уныние и тоску, вызвало душевную боль или депрессию. Перечитав список вы увидите , что жизнь не так уж плоха. Направьте все силы на добрые дела. Пусть хорошее постепенно начинает перемешивать плохое.

РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ!

Сон – это один из наиболее простых способов расстаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица, соответствующая известной русской, - «Утро вечера мудренее». Не забывайте только перед сном настроить себя на новый взгляд на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.

 

свернуть

Как преодолеть стресс накануне олимпиад, экзаменов, конкурсов

Накануне олимпиады, экзаменов, ЦТ учащиеся всегда испытывают волнение, которое является защитной реакцией организма на стрессовую ситуацию. Тревога активизируется при восприятии стимулов, расцениваемых учеником как опасные для самооценки, самоуважения.
развернуть

Как преодолеть стресс накануне олимпиад, экзаменов, конкурсов

(просмотреть/скачать файл формата *.pdf размером ~ 387 Kb)

 

свернуть