Советы психолога

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  1. Словесные признаки.Учащийся часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

-        прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;

-        косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

-        много шутит на тему самоубийства;

-        проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  1. Поведенческие признаки. Учащийся может:

-        раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям;

-        приводить в порядок дела;

-        мириться с давними врагами;

-        демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым;

в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

-        замкнуться от семьи и друзей;

-        быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

-        проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

  1. Ситуационные признаки.Учащийся может решиться на самоубийство, если он:

-        социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

-        живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

-        ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

-        предпринимал раньше попытки суицида;

-        имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

-        перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

-        слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность учащегося к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  1. внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  2. правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  3. не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  5. постараться развеять   романтическо-трагедийный ореол

представлений подростка о собственной смерти;

  1. не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  2. стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей, г

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска:

1)      не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)      доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные 1 наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знахи;

3)      не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4)      дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5)      сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6)      говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7)      постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности;

8)      убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9)      не предлагайте упрощенных решений;

10)    дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11)    помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12)    помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13)    при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14)    помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Действия специалистов СППС при наличии риска высокой степени для безопасности жизни подростка:

-        Обеспечить присутствие взрослого рядом с подростком до приезда родителей.

-        Информировать родителей об угрозе жизни подростка

-        Немедленно связаться с дежурным психиатром (психотерапевтом), терапевтом поликлиники, либо вызвать скорую помощь и сообщить о высокой степени риска суицида.

-        Заключить контракт, т.е. рассказал» о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.

Действия специалистов СППС при наличии риска средней степени для безопасности жизни подростка:

-        Связаться с семьей, безотлагательно направить к психиатру

-        (психотерапевту). Контролировать получение медицинской помощи.

-        Установить отношения с подростком, в ходе беседы предложить подростку эмоциональную поддержку, оказать помощь в совладении со сложившейся ситуацией, проработать суицидальные чувства, укрепить желание жить.

-        Заключить контракт, т.е. рассказать о планируемых вами дальнейших действиях и согласовать их с подростком.

-        Взаимодействовать с психиатром (психотерапевтом), получать от него рекомендации по организации социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

-        Пригласить на встречу друзей, обсудить совместно с ними стратегию поддержки и помощи.

После преодоления острых состояний специалистам СППС необходимо продумать индивидуальный план поддержки подростка для чего рекомендуется проведение углубленного психодиагностического изучения степени риска. 

 

свернуть

Десять советов молодому педагогу

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха и успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

  1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении.
  2. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве.
  3. Не замыкайся в своем учительстве. Пиши стихи, пой, играй в волейбол, собирай марки, бывай в театрах и на выставках. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе.
  4. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии.

Помни о комплексном характере учительского труда.

  1. Будь счастливым! Будь оптимистом! Верь и добивайся своего! Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят.
  2. Будь честным и правдивым!
  3. Цени юмор в общении с учениками. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам.
  4. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть.
  5. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться – надо быть.
  6. Обрети гражданскую позицию. Думай сам!

 

свернуть

Справочная информация и памятки педагогу по обнаружению наркотического и алкогольного опьянения у учащихся

Памятка педагогу!

 

Как правило, степень опьянения не всегда определяется только количеством принятого спиртного на один кг веса, опять же индивидуальной переносимостью алкоголя и состоянием организма. Картина  алкогольного опьянения всегда и напрямую зависит от реальной степени такого опьянения. Так при легком опьянении  отмечаются  раскованность, повышается общительность человека, снижение его самоконтроля и, конечно же, самокритики. Конечно, характерным признаком является запах алкоголя изо рта. И если увидеть признаки алкогольного опьянения у подростка обычно не составляет труда, то с наличием признаков, которые указывают на то, что ребенок может употреблять наркотик - сложнее.

Если Вы обнаружили подобные признаки, следует насторожиться!

Основные признаки:

  1. следы от уколов, порезы, синяки (особенно на руках);
  2. наличие у подростка свернутых в трубочку бумажек, маленьких ложечек, шприцев и/ или игл от них;
  3. наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из под лекарственных или химических препаратов;
  4. тряпочки, пахнущие толуолом, пустые тюбики из-под клея, бензина, пустые баллончики из-под лака для волос; пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами;
  5. расширенные или суженые зрачки, блеск глаз;
  6. нарушение речи, походки при отсутствии запаха алкоголя;
  7. особенности поведения: беспричинное веселье, отрешенность, заторможенность, стремление к контакту и др.

Дополнительные признаки:

  1. изменение круга друзей или появление «товарищей», которые употребляют наркотики;
  2. снижение успеваемости, увеличение количество прогулов, плохое поведение, снижение интереса к обычным развлечениям;
  3. увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
  4. утомляемость, погружённость в себя, невнимательность, ухудшение памяти;
  5. плохое настроение или частые беспричинные смены настроения, регулярные депрессии, нервозность, агрессивность, снижение веса;
  6. внешняя неопрятность, покрасневшие или мутные глаза.

 

Экстренные действия педагогов и администрации учреждения образования  при подозрении на наркоти­ческое или алкогольное опьянение подростка:

  1. Если Вы заподозрили, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сохраните доверие с ребенком, не спугните его, не кричите. Отделите его от одноклассников.
  2. Немедленно поставьте в известность руководителя школы.
  3. Срочно вызовите в школу родителей (законного представителя), сотрудника ИДН и медицинскую сестру,  изложите им свои подозрения для дальнейшей работы (при необходимости- сотрудник ИДН доставляет несовершеннолетнего на освидетельствование и консультацию к врачу-наркологу).
  4. Если Вы видите, что подросток при этом плохо себя чувствует (тяжелое дыхание, дезориентировка, потеря сознания, рвота) – необходимо вызвать «скорую помощь». 

Экстренные действия педагогов и администрации учреждения образования  при обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или приспособлений для употребления наркотиков:

  1. Обеспечить их неприкосновенность.
  2. Установить очевидцев происшедшего.
  3. Сообщить по телефону 102, вызвав в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.
  4. Сообщить в отдел образования.

 

свернуть

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:

 

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией школы модель взаимодействия с семьей останется «моделью  на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Регулярное доброжелательное взаимодействие  педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с учащимися, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и  папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности, разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

 

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

  1. Не выносите суждений. Учителю необходимо избегать суждений  типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если  они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать  решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте  «диагноз». Необходимо  помнить, что все фразы учителя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не  выпытывайте. Нельзя  задавать  родителям вопросы, не касающиеся педагогического  процесса,  так  как  излишнее любопытство  разрушает взаимопонимание между семьей и школой.
  5. Не разглашайте «тайну». Учитель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения  стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Педагог избежит конфликтных  ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ

С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМи

  1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

 

  1. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
  2. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
  3. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
  4. Используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  5. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  6. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
  7. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам по адаптации учащихся в школе

Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам по адаптации учащихся в школе

 

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности школьника.          - Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

 - Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

 - Процесс социализации школьника в коллективе.

Что поможет ученику учиться успешнее?

- Психолого-педагогическая поддержка каждого учащегося.

- Ориентация на успех.

- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.             - Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.             - Формирование общих учебных умений и навыков.

- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. 

 

Рекомендации классным руководителям

 

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности. 

  1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
  2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 
  3. Постоянно поддерживайте контакт со школьным психологом и социальным педагогом. 
  4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
  5. Познакомьтесь с условиями проживания школьника, взаимоотношениями в семье, здоровьем школьника (по медицинской карте).
  6. Осуществите грамотное рассаживание учащихся в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Рекомендации учителям-предметникам

 

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим учащимся усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).  6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  6. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  7. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 
  8. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. 
  10. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  11. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  12. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  13. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  14. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах учащегося, его здоровье, семейных отношениях.
  15. Не допускайте педагогического манипулирования.
  16. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение. 
  17. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности в течение дня, недели.
  19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ученика: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. 

Каждый переходный период обладает своей специфи­кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста.

 

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность процессом обучения;
  • школьник легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ученика при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид.
  • нежелание ученика делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Рекомендации учителям:

  1. Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи школьника; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ученик не поймет.
  2. Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных учащихся. Помочь коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
  3. Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

 

свернуть

Как избежать не нужных конфликтов педагогу

Как избежать не нужных конфликтов педагогу:

 

Существует ряд правил:

-     не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

-     прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;

-     попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;

-     не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;

-     заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;

-     умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;

-     признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше.

 

Рекомендации по работе с детьми с истерическими реакциями

  1. Игнорируйте  истерические  реакции.
  2. Предупредите  класс,  чтобы  он  не  обращали  внимание  на  

ребёнка  в  момент  истерики.

  1. Хвалите  позитивные  поступки  такого  ребёнка  для  закрепления  нового  стиля  поведения.
  2. Не  стремитесь  угодить.
  3. Не  обращайте  постоянно  внимание  на  его  плохое  настроение— ему  этого  и  надо  (подсознательно).
  4. Чаще  давайте  понять,  что  он  вправе  сам  решать  и  нести  

ответственность  за  свои  решения  и  поступки.

  1. Займите  такого  ребёнка  таким  видом  деятельности,  чтобы  он  смог  своим  трудом  выделиться  среди  сверстников,  а  не  своим  

поведением,  т.к.  он  жаждет  признания.

  1. Не  попадайте  под  его  влияние  и  не  позволяйте манипулировать

  собой,  т.к.  он  лжив  и  способен   входить  в  доверие.

  1. Критикуйте  поступки  ребёнка,  а  не  его  личность,  не  делайте  замечания  постоянно—за  несколько поступков—одно  замечание/наказание.
  2. Позволяйте  ему проявлять  эмоции  бурно, но  не  грубо,  в  рамках  дозволенного.
  3. Если  ребёнок  осознал свой проступок, то  с  побеседуйте  с  ним.  Беседа  должна  быть  запоминающейся.
  4. Устраните  влияние  всепрощающих  взрослых,  требования  должны  быть  едины.
  5. Не  позволять  выполнять  другое  дело,  пока  не  завершит первое.
  6. Чётко  ориентировать  ребёнка  в  понятиях  «хорошо»,  «плохо»,  «надо».

 

свернуть