Советы психолога

Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам по адаптации учащихся в школе

Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам по адаптации учащихся в школе

 

Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?

- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности школьника.          - Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

 - Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

 - Процесс социализации школьника в коллективе.

Что поможет ученику учиться успешнее?

- Психолого-педагогическая поддержка каждого учащегося.

- Ориентация на успех.

- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.             - Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.             - Формирование общих учебных умений и навыков.

- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. 

 

Рекомендации классным руководителям

 

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности. 

  1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
  2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 
  3. Постоянно поддерживайте контакт со школьным психологом и социальным педагогом. 
  4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
  5. Познакомьтесь с условиями проживания школьника, взаимоотношениями в семье, здоровьем школьника (по медицинской карте).
  6. Осуществите грамотное рассаживание учащихся в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Рекомендации учителям-предметникам

 

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим учащимся усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).  6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  6. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  7. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 
  8. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. 
  10. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  11. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  12. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  13. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  14. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах учащегося, его здоровье, семейных отношениях.
  15. Не допускайте педагогического манипулирования.
  16. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение. 
  17. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности в течение дня, недели.
  19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ученика: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. 

Каждый переходный период обладает своей специфи­кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста.

 

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность процессом обучения;
  • школьник легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ученика при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид.
  • нежелание ученика делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Рекомендации учителям:

  1. Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи школьника; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ученик не поймет.
  2. Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных учащихся. Помочь коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
  3. Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

 

свернуть

Как избежать не нужных конфликтов педагогу

Как избежать не нужных конфликтов педагогу:

 

Существует ряд правил:

-     не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

-     прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;

-     попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;

-     не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;

-     заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;

-     умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;

-     признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше.

 

Рекомендации по работе с детьми с истерическими реакциями

  1. Игнорируйте  истерические  реакции.
  2. Предупредите  класс,  чтобы  он  не  обращали  внимание  на  

ребёнка  в  момент  истерики.

  1. Хвалите  позитивные  поступки  такого  ребёнка  для  закрепления  нового  стиля  поведения.
  2. Не  стремитесь  угодить.
  3. Не  обращайте  постоянно  внимание  на  его  плохое  настроение— ему  этого  и  надо  (подсознательно).
  4. Чаще  давайте  понять,  что  он  вправе  сам  решать  и  нести  

ответственность  за  свои  решения  и  поступки.

  1. Займите  такого  ребёнка  таким  видом  деятельности,  чтобы  он  смог  своим  трудом  выделиться  среди  сверстников,  а  не  своим  

поведением,  т.к.  он  жаждет  признания.

  1. Не  попадайте  под  его  влияние  и  не  позволяйте манипулировать

  собой,  т.к.  он  лжив  и  способен   входить  в  доверие.

  1. Критикуйте  поступки  ребёнка,  а  не  его  личность,  не  делайте  замечания  постоянно—за  несколько поступков—одно  замечание/наказание.
  2. Позволяйте  ему проявлять  эмоции  бурно, но  не  грубо,  в  рамках  дозволенного.
  3. Если  ребёнок  осознал свой проступок, то  с  побеседуйте  с  ним.  Беседа  должна  быть  запоминающейся.
  4. Устраните  влияние  всепрощающих  взрослых,  требования  должны  быть  едины.
  5. Не  позволять  выполнять  другое  дело,  пока  не  завершит первое.
  6. Чётко  ориентировать  ребёнка  в  понятиях  «хорошо»,  «плохо»,  «надо».

 

свернуть