Экзамен
Как подготовится к экзамену
Изложение по русскому языку
Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.
Зачем пишут изложение?
Изложение — это способ развития речи ученика. Также оно учит:
- воспринимать информацию на слух;
- выделять главное и отсекать второстепенную информацию;
- правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;
- постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;
- активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;
- подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.
Полезные советы
- Делай пометки. Текст для изложения на экзамене читается два раза, и уже во время первого прослушивания делай записи. Старайся записывать ключевые слова, выражения сокращенно. При этом оставляй пропуски для того, чтобы во время второго прослушивания была возможность еще дополнить свои записи.
- Сначала пиши, потом редактируй. Порой очень сложно сформулировать первое предложение, поэтому, чтобы не терять время, первый черновик пиши просто так, как идут мысли, опираясь на план и ключевые слова. Такой черновик лучше записывать через строку, оставляя побольше пустого пространства, чтобы потом было удобно редактировать.
- Сокращай. Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их, но не переусердствуй. Сокращать лучше по корням таким образом, чтобы потом можно было разобрать свои записи.
- Выделяй главное. Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Запиши важную информацию: имена, места, ключевые описания или грамматические основы. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.
- Используй каждую минут. Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началось повторное чтение, постарайся дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращай на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу.
- Заполни пробелы. Старайся максимально заполнить все пропуски и пробелы во время второго чтения текста. Запомни: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как придётся работать с тем, что написано в черновике.
- Сомневаешься — замени. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания? У тебя есть возможность заменить слово на синонимичное или перестроить конструкцию предложения таким образом, чтобы все сомнения исчезли.
- Перепроверь написанное. Соедини всё, что удалось написать, перечитай несколько раз. Обращай внимание на раскрытие темы, на выделенные микротемы (абзацы): они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем проверь орфографию и пунктуацию.
- Не спеши переписывать. Отвлекись на некоторое время. Вернувшись потом к изложению в черновике, ты сможешь проверить его еще раз свежим, незамыленным взглядом. Вопросов не возникло? Значит, ты хорошо поработал
- Будь внимателен. Аккуратно перепиши свой текст в чистовик, при этом будь предельно внимателен. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.
Пераказ па беларускай мове
- Пры першым чытанні слухайце тэкст уважліва. Звярніце ўвагу, які тып маўлення ўласцівы яму, асаблівасці якога стылю мовы вам неабходна перадаць. Сфармулюйце для сябе тэму і галоўную думку тэкста (пра што вам трэба расказаць, што апісаць, над чым паразважаць якога вываду прыйсці).
- Калі тэкст чытаецца другі раз,рабіць якія-небудз паметкі: апорныя словы спалучэнні слоў, змест простай мовы і інш? Пры неабходнасці экзаменатар звычайна тлумачыць некаторыя словы і выразы або нават запісвае іх на дошцы(як правіла, гэта словы іншамоўнага паходжання, якія рэдка ўжываюцца, або словы з лексікі абмежаванага ўжытку: прафесіяналізмы, дыялектызмы, устарэлыя словы).
- Цяпер вам трэба пераказаць тэкст. Спачатку пішыце так, як вам запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні.
- Прачытайце, што ў вас атрымалася пры гэтым сачыце за тым, каб выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў, сэнс якіх цяжка aбо ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ, прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце сказы, замяняйце ці перастаўляйце словы.
- Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі яго на абзацы. Пры наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку знакаў прыпынку.Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў).
- Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік. Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным пераносам.
- Прачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не прапусцілі якое слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце сваю работу так, як чыталі чарнавік.
Контрольная работа по математике
Требования к решению математической задачи
- Правильность решения
- Обоснованность решения
- Полнота решения
- Рациональность решения
- Соблюдение правил правописания
И еще несколько пунктов, которые вам помогут сдать экзамен на «отлично»:
- Если вы решаете текстовую задачу, то условие задач в чистовик переписывать не нужно. В конце решения обязательно записывается ответ.
- Записи оформляются аккуратно, четко и грамотно. Чертежи выполняются с использованием карандаша и линейки.
- Пишите разборчиво и подробно, чтобы к вам не было претензий.
- Черновик тоже оформляйте аккуратно. И на это есть 2 причины. Первая – вам из него переписывать. Вторая – если вы все-таки при переписывании допустили ошибку, а в черновике все правильно и аккуратно, то экзаменатор может посмотреть ваш черновик и засчитать его.
- Если вы решение зачеркнете – рассматриваться оно не будет. И не важно, правильное оно или нет.
- У вас новая мысль – пишите ее с красной строки.
- Ход рассуждения должен быть логичным, нумеруйте этапы работы.
- Хотите написать важные формулы, равенства, неравенства? Пишите их на отдельной строке, чтобы выделить их.
- Хотите перенести формулы или выражения на следующую строку? Это можно делать на таких знаках как «+», «-», «*» и «=». При переносе знаки «+», «-», и «=» повторяются, а «*» заменяется на «х» и тоже будет повторяться.
- Аккуратно и правильно располагайте черту дроби и знак «=».
- Не забывайте, что это математика, и вам необходимо следить за строгим изложением своих мыслей, а также использовать математические символы.
Как подготовится к устному экзамену по истории Беларуси
Экзаменационные вопросы по истории Беларуси захватывают период с древности до начала XXI в. Повторять лучше по учебным пособиям (VI–IX классы). Там точно есть весь объем материала. Можно воспользоваться и пособием для подготовки к экзамену.
Как же успешно это сделать?
- Внимательно прочитай текст учебного пособия, выдели тезисы. Затем перечитай и попробуй пересказать. Если с первого раза сложно, повтори по той же схеме.
- Составь конспект или план ответа с указанием основных дат, имен, терминов, фактов, причинно-следственных связей, формулировками выводов и обобщений и т.п.
- Даты, имена — это факты, без которых ты не сможешь получить высокую отметку на экзамене. Старайся выучить их. Можешь выписать их в отдельный конспект, сделать стикеры или карточки, придумать ассоциации или найди другой, подходящий тебе способ.
- Если ты не можешь запомнить, осмыслить какое-то важное событие, можешь посмотреть фильмы, видео, почитать художественную литературу, найти материал в Internet на данную тему. Так будет проще представить общую картину и выучить материал к экзамену.
- Тебе необходимо будет повторить весь материал перед экзаменом. Перечитывать все пособия нет необходимости, да и это займет много времени. Можешь воспользоваться своим конспект или ты записывал все события в таблицу, то их можно использовать как базу для повторения.
- Ни в коем случае не пропускай вопросы, которые тебе неинтересны или непонятны. Будет обидно, если тебе достанется билет именно с этим вопросом. Отведи время на эти вопросы и обязательно их изучи.
- Начинай повторять заранее. Предусмотри 3-5 дней на разбор заданий и повторение дат, событий, фактов и т.д.
Графік кансультацый выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2023/2024 навучальным годзе
ІХ клас
Дата |
Прадмет |
Настаўнік
|
Час правядзення |
Кабінет |
27.05 |
Беларуская мова |
Комар Т.П. |
8.30 |
29 |
Беларуская мова |
Комар Т.П. |
9.30 |
29 |
|
Руская мова |
Слінько А.В. |
10.30 |
38 |
|
Руская мова |
Слінько А.В. |
11.30 |
32 |
|
28.05 |
Беларуская мова |
Комар Т.П. |
8.30 |
29 |
Беларуская мова |
Комар Т.П. |
9.30 |
29 |
|
Матэматыка |
Францкевіч С.В. |
10.30 |
42 |
|
Матэматыка |
Францкевіч С.В. |
11.30 |
42 |
|
29.05 |
Гісторыя Беларусі |
Ешчанка В.У. |
8.30 |
32 |
Матэматыка |
Францкевіч С.В. |
9.30 |
42 |
|
Руская мова |
Слінько А.В. |
10.30 |
38 |
|
Руская мова |
Слінько А.В. |
11.30 |
38 |
|
30.05 |
Гісторыя Беларусі |
Ешчанка В.У. |
9.00 |
32 |
Гісторыя Беларусі |
Ешчанка В.У. |
10.00 |
32 |
|
Гісторыя Беларусі |
Ешчанка В.У. |
11.00 |
32 |
|
31.05 |
Беларуская мова |
Комар Т.П. |
8.30 |
29 |
Матэматыка |
Францкевіч С.В. |
9.30 |
42 |
|
Гісторыя Беларусі |
Ешчанка В.У. |
10.30 |
32 |
|
Руская мова |
Слінько А.В. |
11.30 |
38 |
|
04.06 |
Матэматыка |
Францкевіч С.В. |
9.00 |
42 |
06.06 |
Беларуская мова |
Комар Т.П. |
9.00 |
29 |
07.06 |
Гісторыя Беларусі |
Ешчанка В.У. |
13.00 |
32 |
Расклад выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2023/2024 навучальным годзе
ІХ клас
Дата |
Пачатак экзамену |
Прадмет |
Форма правядзення экзамену |
Кабінет |
3 чэрвеня |
9.00 |
Руская мова
|
у пісьмовай форме |
36 |
5 чэрвеня |
9.00 |
Матэматыка
|
у пісьмовай форме |
36 |
7 чэрвеня |
9.00 |
Беларуская мова |
у пісьмовай форме (пераказ) |
36 |
10 чэрвеня |
9.00 |
Гісторыя Беларусі |
у вуснай форме |
36 |
Телефоны «горячей» линии по вопросам проведения выпускных экзаменов на II ступени общего среднего образования, централизованных экзаменов на III ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году
Заместитель директора по учебной работе ГУО «Олехновичская средняя школа Молодечненского района» |
Сакович Татьяна Владимировна |
52-96-43 |
Директор ГУО «Олехновичская средняя школа Молодечненского района» |
Свирская Марина Васильевна |
52 -92-70 |
Заместитель начальника управления по образованию Молодечненского райисполкома |
Лозовик Татьяна Владимировна |
77-28-92 |
Начальник управления по образованию Молодечненского районного исполнительного комитета |
Кохановская Людмила Викторовна |
77-28-82 |
Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета |
|
8 017 500 42 26 |