Современные уроки
Районный банк учебных занятий/факультативов с использованием современных педагогических технологий в I полугодии 2024/2025 учебного года
Особенности современного урока
Особенности современного урока
|
Традиционный урок |
Современный урок |
Проектирование урока |
План урока: планируется деятельность учителя (опрос, объяснение, закрепление и т.д.) |
Технологическая карта урока: 1. Планируется учебная деятельность учащихся: мотив - цель - деятельность - результат 2. Этапы урока выделяются не по фрагментам содержания, а на основе организации учебной деятельности и поэтапного усвоения материала: восприятие, осмысление (понимание), применение
|
Цель урока |
Цель связана с усвоением знаний и умений и прописана для учителя (сформировать понятие..., дать представление..., систематизировать, обобщить, закрепить умения)
|
Четкая целенаправленность урока на развитие учебных умений (компетенций) и формирование качеств личности (содействовать развитию навыков, организовать познавательную деятельность по изучению... или: ученики научатся решать..., смогут объяснить..., усвоят связи..., освоят приемы...). Ученики вовлекаются в определение личностно- значимых целей (задач) урока |
Структура урока |
Четкое разграничение этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом) |
Взаимопроникновение этапов урока, усвоение материала за счет его многократной и вариативной проработки; Могут быть следующие этапы организации учебной деятельности учеников: ориентировочно-мотивационный этап; операционально-познавательный этап; контрольно-коррекционный этап |
Проверка домашнего задания |
Проверка усвоенных знаний (домашнего задания) и организация тренировочных упражнений по совершенствованию практических умений и навыков (как правило, в начале урока)
|
Проверка знаний с их обобщением, дальнейшим углублением и расширением, установлением связей с новым материалом; актуализация знаний, имеющихся у учащихся по вновь изучаемой теме (на любом этапе урока) |
Изучение нового материала |
Сообщение готовых знаний - подробное изложение материала по пунктам параграфа (разнообразие информации), заучивание материала |
Выделение главного (генерализация), многократная, вариативная проработка главного: ориентировочно-мотивационный этап - что и для чего будем делать (план работы), что требуется получить, как будет контролироваться процесс. Формы: тестирование, определение общего алгоритма, таблица с пустыми графами, проблемная ситуация. Операционально-познавательный этап - Восприятие - сжатое и выразительное изложение новой темы или организация самостоятельной работы по первичному восприятию материала; - Осмысление - повторное краткое объяснение материала или его проработка по учебнику, наглядным пособиям с - установлением связей, закономерностей; - Запоминание - воспроизведение материала вслух (в парах, группах) или про себя, краткий пересказ, заполнение схем, таблиц; - Закрепление - выполнение устных или письменных упражнений на применение знаний, тестов, решение задач; - Обобщение - выявление закономерностей, причинно-следственных связей, решение проблемных вопросов, творческих задний, (перенос знаний) Применяется ориентировочная основа деятельности - опорные схемы, маршрутные листы, планы действий, карточки- задания. |
Организация контроля |
Текущий контроль со стороны учителя |
Контрольно-коррекционный этап. Оперативная обратная связь, помощь учителя, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия и оценка своей деятельности, самоопределение на дальнейшую учебную деятельность (определение себе домашнего задания) |
Методы обучения |
Преобладание иллюстративно-объяснительных, репродуктивных методов, ориентация на среднего ученика |
Организация познавательной деятельности с применением поисковых, проблемных, проектных методов. Дифференцированный подход |
Формы организации учебной деятельности учащихся |
Преобладают индивидуальная и фронтальная работа |
Широко используются парные и групповые формы работы учащихся |
Средства обучения |
Максимальное количество разнообразных средств обучения |
Учебный комплекс - минимум необходимого в сочетании |
Домашнее задание |
Громоздкое домашнее задание: основная тяжесть проработки материала переносится на дом |
Может и не быть - усвоение материала на 80 - 90% происходит на уроке за счет его многократной и вариативной проработки |