Педагогам

Рекомендации учителю класса интегрированного обучения и воспитания по организации образовательного процесса с учащимися с аутистическими нарушениями

Как правильно общаться с ребёнком с аутистическими нарушениями?

Общие рекомендации для педагогов

  1. Дети с аутизмом уникально воспринимают мир. Это и есть их главное отличие от прочих людей. Ярко выраженная разница в плане общения значительно усложняет процесс их социальной адаптации в обществе. Дети с аутистическими нарушениями пользуются собственным языком и задействуют персональную систему для коммуникации.
  2. Выстраивайте диалог с ребёнком о том, что ему действительно интересно.
  3. Сведите к минимуму длину предложений при диалоге с ребёнком, который сложно «переваривает» устную речь.
  4. Дети с аутизмом имеют великолепно развитое мышление и эффективно воспринимают рисунки. Поэтому психиатры рекомендуют систематически рисовать схемы и показывать изображения простого типа.
  5. Выделяйте ребёнку достаточно времени для осмысления. Не спешите задавать вопросы, которые останутся без ответа.
  6. Введите жёсткое правило соблюдать языковое пространство. При общении применяйте одни и те же слова.
  7. Постоянно проявляйте к ребёнку чуткость. Его молчание не должно восприниматься как личная обида или душевный груз.
  8. Избегайте абстрактных вопросов: «Как дела?», «Что делаешь?», «Как настроение?».
  9. Уделяйте ребёнку достаточное количество внимания.
  10. Всегда говорите правильно, без метафор.

Рекомендации учителю класса интегрированного обучения и воспитания по организации образовательного процесса с учащимися с аутистическими нарушениями

У детей с аутистическими нарушениями не должно быть никаких сюрпризов. Для того, чтобы аутичный ребёнок получил возможность постепенно освоить ситуацию обучения она должна быть максимально структурированной. С ребёнком должна быть максимально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо. Составлена дополнительная схема - опора. Для отображения расписания занятий обычно используются картинки.

Аутичный ребёнок испытывает огромные трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них. Общаясь с ребёнком с аутистическими нарушениями, выражаться нужно как можно яснее. Используйте самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания.

Разговаривать с ребёнком с аутистическими нарушениями нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство. В процессе общения физический контакт должен быть сведён к минимуму, так как дети с аутистическими нарушениями не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения.

Помещение, в котором обучается ребёнок с аутистическими нарушениями должно быть успокаивающим, не должно быть загромождено посторонними предметами.

Обязательно должна быть зона, в которой ребёнок может уединиться.

Обязательным условием для обучения детей с расстройством аутистического спектра должно быть наличие чётких границ урока. Недопустимо плавное перетекание перемены в урок, так как это не даёт возможность вовремя настроиться на другой вид деятельности.

На этапе начала обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важно поддержание единого алгоритма урока в рамках одного предмета. Это означает, что на начальном этапе, каждый урок должен содержать единые структурные компоненты.

Структура урока предполагает:

наличие чётких границ урока;

поддержание единого алгоритма урока в рамках одного предмета;

наличие динамических пауз;

подведение итога урока.

Помните, что все дети должны закончить урок однов

свернуть

Рекомендации учителя -дефектолога педагогам, работающим с учащимися с трудностями в обучении

Рекомендации учителя -дефектолога педагогам, работающим с учащимися с трудностями в обучении

         1.Обеспечить пребывание ребёнка в комфортном психологическом климате.

  1. Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально -волевую сферу и способность к подражанию.
  2. Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.
  3. Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, чётко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания ребёнка.
  4. План выполнения задания ребёнку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь.
  5. Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать и менять методы и приёмы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор. Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
  6. Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активировать устные высказывания детей.
  7. Оказывать помощь учащимся в планировании их деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
  8. С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционную направленность.
  9. Использовать карточки для индивидуальной работы.
  10. Обеспечить практическую направленность изучаемого материала, опору на жизненный опыт ребёнка.
  11. Соблюдать в определении объёма изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
  12. Предъявлять посильный материал с постоянным усложнением.
  13. Формировать умение адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи.
  14. Обязательно разъяснять таким детям домашнюю работу.
  15. Обеспечивать постоянное повторение изученного материала.
  16. Стимулировать деятельность учащегося.

                  

        

свернуть

Рекомендации учителя - дефектолога педагогам, работающим с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации учителя - дефектолога педагогам, работающим с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

  1. Системное планирование, рациональная организация урока, применение разнообразных способов и приёмов обучения.
  2. Разработка системы урока с учётом особенностей всего класса.
  3. Учёт индивидуальных особенностей учащихся при перспективном планировании даёт учителю возможность применять на уроке разнообразные тренировочные упражнения, развивающие речь учащегося.
  4. Учащиеся с неустойчивым, рассеянным вниманием не могут долго работать, слушать учителя. Они начинают заниматься посторонними делами, отвлекая других учеников. Учителю это следует учитывать и заранее предусмотреть дополнительный иллюстрационный материал, занимательный материал. Разнообразие упражнений, правильное их чередование с постепенным нарастанием сложности меньше утомляют учащихся, вырабатывают у них умения и навыки в процессе учебного труда, способствуют лучшему усвоению учебного материала.
  5. Планируя каждый отдельный урок, учителю следует помнить, что эффективность данного урока связана с работой на предыдущем и последующем уроке.
  6. Повторению уделяется особое внимание на каждом уроке. Важность этого этапа заключается в том, что устойчивое знание учащимися пройденного программного материала является необходимым условием сознательного восприятия нового. Только с помощью многократного повторения можно выработать у таких детей устойчивые учебные умения и навыки.
  7. При изучении нового нужно включать ранее изученный материал, знание которого с каждым последующим уроком будет всё более закрепляться и превращаться во всё более устойчивый навык.
  8. Работа, связанная с закреплением нового материала, заключается, с одной стороны, в подборе примеров, подтверждающих сделанный вывод. А с другой - в анализе текста, предложенного учителем, закрепляющего данное правило.
  9. Для выполнения домашней работы учащимся необходимы точные указания с предварительным разбором заданий под руководством учителя.
  10. Слабо подготовленным учащимся полезно давать индивидуальные задания, более лёгкие и меньшие по объёму, но требовать качественное их выполнение.

        

свернуть