Педагогам
Рекомендации учителю класса интегрированного обучения и воспитания по организации образовательного процесса с учащимися с аутистическими нарушениями
Как правильно общаться с ребёнком с аутистическими нарушениями?
Общие рекомендации для педагогов
- Дети с аутизмом уникально воспринимают мир. Это и есть их главное отличие от прочих людей. Ярко выраженная разница в плане общения значительно усложняет процесс их социальной адаптации в обществе. Дети с аутистическими нарушениями пользуются собственным языком и задействуют персональную систему для коммуникации.
- Выстраивайте диалог с ребёнком о том, что ему действительно интересно.
- Сведите к минимуму длину предложений при диалоге с ребёнком, который сложно «переваривает» устную речь.
- Дети с аутизмом имеют великолепно развитое мышление и эффективно воспринимают рисунки. Поэтому психиатры рекомендуют систематически рисовать схемы и показывать изображения простого типа.
- Выделяйте ребёнку достаточно времени для осмысления. Не спешите задавать вопросы, которые останутся без ответа.
- Введите жёсткое правило соблюдать языковое пространство. При общении применяйте одни и те же слова.
- Постоянно проявляйте к ребёнку чуткость. Его молчание не должно восприниматься как личная обида или душевный груз.
- Избегайте абстрактных вопросов: «Как дела?», «Что делаешь?», «Как настроение?».
- Уделяйте ребёнку достаточное количество внимания.
- Всегда говорите правильно, без метафор.
Рекомендации учителю класса интегрированного обучения и воспитания по организации образовательного процесса с учащимися с аутистическими нарушениями
У детей с аутистическими нарушениями не должно быть никаких сюрпризов. Для того, чтобы аутичный ребёнок получил возможность постепенно освоить ситуацию обучения она должна быть максимально структурированной. С ребёнком должна быть максимально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо. Составлена дополнительная схема - опора. Для отображения расписания занятий обычно используются картинки.
Аутичный ребёнок испытывает огромные трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них. Общаясь с ребёнком с аутистическими нарушениями, выражаться нужно как можно яснее. Используйте самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания.
Разговаривать с ребёнком с аутистическими нарушениями нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство. В процессе общения физический контакт должен быть сведён к минимуму, так как дети с аутистическими нарушениями не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения.
Помещение, в котором обучается ребёнок с аутистическими нарушениями должно быть успокаивающим, не должно быть загромождено посторонними предметами.
Обязательно должна быть зона, в которой ребёнок может уединиться.
Обязательным условием для обучения детей с расстройством аутистического спектра должно быть наличие чётких границ урока. Недопустимо плавное перетекание перемены в урок, так как это не даёт возможность вовремя настроиться на другой вид деятельности.
На этапе начала обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важно поддержание единого алгоритма урока в рамках одного предмета. Это означает, что на начальном этапе, каждый урок должен содержать единые структурные компоненты.
Структура урока предполагает:
наличие чётких границ урока;
поддержание единого алгоритма урока в рамках одного предмета;
наличие динамических пауз;
подведение итога урока.
Помните, что все дети должны закончить урок однов
Рекомендации учителя -дефектолога педагогам, работающим с учащимися с трудностями в обучении
Рекомендации учителя -дефектолога педагогам, работающим с учащимися с трудностями в обучении
1.Обеспечить пребывание ребёнка в комфортном психологическом климате.
- Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально -волевую сферу и способность к подражанию.
- Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.
- Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, чётко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания ребёнка.
- План выполнения задания ребёнку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь.
- Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать и менять методы и приёмы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор. Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
- Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активировать устные высказывания детей.
- Оказывать помощь учащимся в планировании их деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
- С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционную направленность.
- Использовать карточки для индивидуальной работы.
- Обеспечить практическую направленность изучаемого материала, опору на жизненный опыт ребёнка.
- Соблюдать в определении объёма изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
- Предъявлять посильный материал с постоянным усложнением.
- Формировать умение адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи.
- Обязательно разъяснять таким детям домашнюю работу.
- Обеспечивать постоянное повторение изученного материала.
- Стимулировать деятельность учащегося.
Рекомендации учителя - дефектолога педагогам, работающим с учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Рекомендации учителя - дефектолога педагогам, работающим с учащимися с интеллектуальной недостаточностью
- Системное планирование, рациональная организация урока, применение разнообразных способов и приёмов обучения.
- Разработка системы урока с учётом особенностей всего класса.
- Учёт индивидуальных особенностей учащихся при перспективном планировании даёт учителю возможность применять на уроке разнообразные тренировочные упражнения, развивающие речь учащегося.
- Учащиеся с неустойчивым, рассеянным вниманием не могут долго работать, слушать учителя. Они начинают заниматься посторонними делами, отвлекая других учеников. Учителю это следует учитывать и заранее предусмотреть дополнительный иллюстрационный материал, занимательный материал. Разнообразие упражнений, правильное их чередование с постепенным нарастанием сложности меньше утомляют учащихся, вырабатывают у них умения и навыки в процессе учебного труда, способствуют лучшему усвоению учебного материала.
- Планируя каждый отдельный урок, учителю следует помнить, что эффективность данного урока связана с работой на предыдущем и последующем уроке.
- Повторению уделяется особое внимание на каждом уроке. Важность этого этапа заключается в том, что устойчивое знание учащимися пройденного программного материала является необходимым условием сознательного восприятия нового. Только с помощью многократного повторения можно выработать у таких детей устойчивые учебные умения и навыки.
- При изучении нового нужно включать ранее изученный материал, знание которого с каждым последующим уроком будет всё более закрепляться и превращаться во всё более устойчивый навык.
- Работа, связанная с закреплением нового материала, заключается, с одной стороны, в подборе примеров, подтверждающих сделанный вывод. А с другой - в анализе текста, предложенного учителем, закрепляющего данное правило.
- Для выполнения домашней работы учащимся необходимы точные указания с предварительным разбором заданий под руководством учителя.
- Слабо подготовленным учащимся полезно давать индивидуальные задания, более лёгкие и меньшие по объёму, но требовать качественное их выполнение.