В помощь учителю

Анализ и самоанализ урока. Методические рекомендации

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его теоретическая подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала учащимися.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов рациональной организации деятельности  учителя и учащихся на уроке.

Для чего анализируется урок?

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это —рефлексия позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

 

 

 

 

Виды анализа и самоанализа урока

 

 

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
  •  

 

Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:

- построить целостную систему обучения;   

-  повысить мастерство;

- развить творческие способности;   

-   обобщить передовой педагогический опыт;    

- сократить затраты времени на техническую работу;      

-  обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

 

 

Примерные алгоритмы самоанализа урока

 

 

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

 

 

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

 

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

 

 

 

 

Памятка – алгоритм для самоанализа урока

 

  • Каков был замысел, плана урока и почему?
  • Каково место урока в теме, разделе, курсе?
  • Как связан с предыдущими, на что в них опирается?
  • Как работает на последующие уроки, темы, разделы?
  • Как были учтены особенности урока, его специфика?
  • Как был определен тип урока и почему?
  • Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
  • Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

 

Краткий план комплексного самоанализа урока

 

  • Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
  • Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
  • Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
  • Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики.
  • Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
  • Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
  • Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
  • Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
  • Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
  • Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
  • В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

 

Самоанализ урока

 

  • Воспроизведите этапы урока, дайте оценку элементам урока, их последовательности и насыщенности. Удалось ли осуществить намеченный план урока? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?
  • Какие проблемы были поставлены перед школьниками, привлекала ли сама постановка проблемы внимание ребят? Как была организована моя деятельность на уроке и деятельность учащихся?
  • Какие элементы урока были самыми удачными? Удалось ли увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как? Что нового, неожиданного в материале, в способе его подачи было для учащихся? Какие открытия были на уроке?
  • Кто работал интенсивнее – я или ученики? Были ли активны ученики в ходе урока? Проявили ли инициативу? Что можно было бы улучшить в организации урока, в содержании и методах работы?
  • Оцените комфортность работы учеников на базе урока. Трудно ли было им усваивать новый материал? Как вели себя учащиеся на уроке?
  • Каков был в целом климат на уроке? Что не удалось реализовать? Что необходимо исправить и как

 

Самоанализ урока

 

 Класс

 Тема урока

 Тип урока и его структура

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).
  3. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  4. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результаты обучения на уроке.
  6. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  9. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
  10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  11. Наметить перспективы своей деятельности.

 

Схема самоанализа урока

 

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
  2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
  3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:

– общеобразовательные;

– воспитательные;

– развивающие?

– Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

  1. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
  2. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
  3. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
  4. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
  5. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
  6. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
  7. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
  8. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
  9. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  10. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
  11. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

 

 

 

 

 

 

Цели анализа урока:

Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль за состоянием образовательного процесса.

Инструктирование педагога.

Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

Выявление системы работы учителя и др.

Система посещения урока:

Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе.

Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах.

Посещение уроков учителей в течение дня в одном классе.

Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе.

Посещение уроков у разных учителей.

         

 

Анализ урока

 

  1. Анализ целей урока и их достижения
  • оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся. Их направленность на высокий конечный образовательный результат урока;
  • учёт при определении целей урока его места в системе уроков;
  • целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке;
  • достижение целей.
  1. Анализ содержания урока
  • реализация воспитательного потенциала содержания урока;
  • дифференциация и интеграция знаний;
  • чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;
  • использование на уроке различных источников знаний;
  • включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;
  • реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;
  • включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;
  • содержание ответов учащихся и комментария учителя.
  1. Методика проведения урока
  • соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения;
  • интенсивность учебной деятельности школьников на уроке;
  • организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока;
  • использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.);
  • методика развития общих учебных умений и навыков;
  • методы проверки знаний. Сочетание текущей проверки с тематической, обоснованность оценки знаний;
  • эффективность использования на уроке наглядности, технических средств;
  • оптимальность выбора учителем сочетания форм обучения – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;
  • организация домашней работы.
  1. Организация урока
  • тип и структура урока, их соответствие цели, содержанию и методам, перестройка структуры в целях повышения эффективности урока;
  • подготовка учащихся к уроку (наличие на партах тетрадей, учебников, ручек и т.д.);
  • постановка учебных задач, определение плана предстоящей работы;
  • организационная чёткость, рациональное распределение и использование учебного времени;
  • поведение учащихся на уроке, их прилежание;
  • подведение итогов урока.
  1. Условия проведения урока
  • обстановка в классе: чистота, освещённость, проветрено ли помещение, размещение учащихся. Физкультпаузы.
  • учёт учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Формирование мотива и умения;
  • микроклимат на уроке. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, реализация идей педагогики сотрудничества. Собранность и самообладание учителя, его оптимизм.
  1. Выводы
  • общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействие общему развитию учащихся, степени усвоения основного содержания новой темы непосредственно на уроке;
  • краткая характеристика основных достоинств и упущений;
  • учёт ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
  1. Предложения
  • рекомендации по закреплению и развитию положительных качеств урока;
  • предложения (предписания) по повышению результативности урока;
  • советы по совершенствованию технологии урока;
  • рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещению уроков других учителей.

 

Cхема анализа урока

 

  1. Целенаправленность урока
  • Какие практические задачи решались на уроке?
  • Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока?
  • Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, её кульминация?
  • Как прошло завершение урока?
  • Каков итог урока с точки зрения выполнения (решения) задач и как их решение способствовало расширению образовательного, развивающего и воспитательного потенциала урока?

 

  1. Содержательность урока
  • Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся, какова его образовательная и воспитательная ценность?
  • Соответствовали ли приёмы, используемые на уроке, задачам урока и психологическим особенностям учащихся?
  • В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?
  1. Активность учащихся на уроке
  • В каком соотношении была активность учителя и учащихся?
  • Как стимулировалась мыслительная активность, имела ли место поисковая деятельность учащихся и как она была организована?
  • Каким образом стимулировалась речевая активность учащихся на уроке?
  • Какие использовались организационные формы на уроке, где, в каких «точках» урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?
  • Все ли возможности были использованы для стимулирования активности учащихся.
  1. Мотивационная обеспеченность урока
  • Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность учения, как гарантировалась мотивация успешности учения? Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряжённости и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами её снятия?
  • Как использовалась оценка деятельности учащихся на уроке, включая взаимо- и самооценку?
  • Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке, в чём это проявлялось?
  • В какой мере используемые приёмы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников?
  • Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по предмету.
  1. Многообразие используемых стимулов на уроке
  • Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?
  • В какой мере используемые стимулы помогали решению задач урока?
  • Все ли возможности стимулов были должным образом реализованы?
  1. Результативность урока
  • Чему научились? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?

 

Схема общедидактического анализа урока

 

  1. Оценка реализации основных принципов обучения (соотношение научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.п.).
  2. Оценка планирования задач урока (чёткость формулирования образовательных, воспитательных задач урока, задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, постановка задач исследовательской деятельности, задач развития образовательного процесса, а также задач развития личности самого учителя).
  3. Оценка конктретизации задач на основе выводов психологического или педологического консилиума.
  4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
  5. Полноценность содержания урока на различных этапах, оценка оптимальности выбора содержания, выделение главного, существенного.
  6. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний (оценивается обоснованность выбора).
  7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока.
  8. Использование различных приёмов учебной работы, их целесообразность.
  9. Воспитание интереса к предмету.
  10. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся. Формы контроля. Оценка содержания вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний учащихся с учётом педагогического характера.
  11. Оценка культуры труда учителя и учеников (рациональность, удобство, эстетика).
  12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объёма и степени сложности в пределах программы или стандартов, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношением к предмету.
  13. Оценка владения учащимися навыками рациональной организации учебного труда, надпредметными учебными умениями.
  14. Характер, объём и дифференцированность домашнего задания. Оценка измерительных затрат времени на его выполнение. Учёт в расписании других предметов.
  15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.
  16. Оценка взаимоотношений учителя и учащихся.
  17. Использование возможностей учебного кабинета.
  18. Соблюдение школьных гигиенических требований на уроке.

 

Сопоставительный анализ урока

 

  1. Краткая общая характеристика урока: цель, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.
  2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.
  3. Связь данного урока с уроками других предметов.
  4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы
  5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.
  6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.
  7. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.
  8. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.

 

 

 

Анализ урока

 

  1. Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функции.
  2. Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока и предыдущего.
  3. Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей.
  4. Содержание урока соответствует ли его цели.
  5. Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и возрастным особенностям учащихся.
  6. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы.
  7. Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.
  8. Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости.
  9. Характеристика отношений участника педагогического процесса: наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости.
  10. Общая оценка урока. Выводы и рекомендации учителю.

 

свернуть

Нормативные правовые документы