Пункт коррекционно-педагогической помощи
Практические советы учителя дефектолога родителям
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе внимание, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребёнка и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует обратить внимание на следующее:
- состояние звукопроизношения (ребёнок к шести годам должен чётко произносить все звуки);
- состояние фонематических процессов (подразумевается, что ребёнок умеет подбирать слова с определённым звуком, владеет навыками элементарного звукового анализа и синтеза);
- состояние грамматического строя речи (словообразование, словоизменение, управление);
- состояние слоговой структуры слова (ребёнок к 6 годам должен безошибочно произносить слова типа: велосипед, экскурсовод);
- состояние словарного запаса (в словаре шестилетнего ребёнка должно быть около 3000 слов, при чём должны использоваться все части речи);
- состояние связной речи;
- состояние мелкой моторики (часто обучение письму вызывает у учащихся наибольшие трудности, проблемы. Для того, чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму, непосредственно с мелкой моторикой рук. Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику, а также такие упражнения как застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, штриховки);
- состояние пространственных функций (умение определять «право-лево» в различных условиях; умение указывать предметы, буквы в разных положениях);
- коммуникативные функции;
10) состояние игровой деятельности;
11) мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Надеюсь, что всё перечитанное выше у Вашего ребёнка на “10+”. Если имеются проблемы, не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вашему ребёнку, главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.